Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

6 клас

Дата: 2 апреля 2021 в 10:30, Обновлено 19 ноября 2021 в 13:41

 «Безопасность подростков в сети Интернет» (6 класс)

Родители высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемым вопросамВ связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

– Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера. – Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”? – Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет? – Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?

Остановимся на угрозах, которые чаще всего встречаются в сети Интернет:

Угроза заражения вредоносным ПО. для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое- многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений.

Неконтролируемые покупки. Несмотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

Нежелательный контент

Это могут быть жестокие сцены насилия, причинение вреда живым существам, порнографические материалы и другое. Нужно понимать, что рано или поздно ребёнок столкнётся с подобным контентом, как бы вы ни старались это предотвратить. Важно сделать то, что в ваших силах, чтобы это не оставило сильного травмирующего отпечатка на психике сына или дочери.

Что делать для обеспечения безопасности ребёнка в Сети:

Можно установить родительский контроль. Существуют различные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Родительский контроль также будет плюсом, если малыш учится в онлайн-школе. Можно ограничить доступ к социальным сетям, Youtube и другим платформам в часы занятий. Так ребёнок точно не станет отлынивать от просмотра уроков.

С этой задачей справляется мобильное приложение «Где мои дети». Программа позволяет контролировать использование смартфона ребёнком.

Вы узнаете:

   - не сидит ли ребёнок в YouTube во время отдыха;

   - не играет ли на телефоне вместо занятий и

   - какой возрастной рейтинг у игр, в которые он играет.

Десять фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в Интернете.

1. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.

2. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми

3. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета.

4. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что–либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.

5. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.

6. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.

7. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.

8. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

9. Скажите детям, что не все, что они видят или читают в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

10. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.


«Профилактика проблемного поведения подростков» (6 класс)

Задачи
• определить актуальные проблемы подросткового возраста;
• оценить позитивные стороны особенностей подростков. 

Ребенок - зеркало, и в нем отражаются все видимые и скрытые недостатки родителей. Не нравится что-то в подросшем отпрыске - причина в большинстве случаев кроется именно в нас, родителях. Возможно, где-то очень глубоко. Исправим сначала недостаток у себя, тогда почти наверняка он исчезнет и у сына или дочки. И чем меньше ребенок, тем выше эта вероятность.

Развитие познавательных интересов шестиклассника

Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным, лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Мода на увлечения

Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие Увлечения дают повод для общения и необходимые средства. В значительной части случаев подростки интересуется тем, что интересно этой компании.

С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и также внезапно гаснет. Подобная «мода» причудливо соединяет в различные комбинации самые разнообразные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические препараты.

Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т. д.

Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.

Отсутствие интересов

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще - вначале старшего подросткового возраста.

Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника. Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.)

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это увлечение ученикам, поддержкой увлечений школьников. Нередко увлечения школьника быстро гаснут, т. к. он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Формализм в учебе

Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Формализм в усвоении знаний - существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.

Власть или авторитет родителей? Как заново стать ребенку другом?

Власть над ребенком - это то, что было у вас до сих пор. Эта власть, по большому счету, у родителей остается до совершеннолетия и далее - до достижения материальной самостоятельности молодого человека или девушки. Подросток может очень остро почувствовать свою финансовую зависимость от родителей. Ему и хотелось бы высказать «предкам» все, что он думает об их «тирании», но он понимает, что, поругавшись с родителями, от них никуда не уйти. По крайней мере, в ближайшие несколько лет. Задача родителей - по возможности сгладить острые углы отношений. А для этого нужно попытаться понять своего подрастающего ребенка.

Отбросьте мысль о том, что вы обязаны оценивать каждое высказывание и каждый поступок своего ребенка. Сохраняйте за обеими сторонами взаимное право не соглашаться друг с другом и, тем не менее, не ссориться.

Никогда не пытайтесь спорить с подростком, когда он сердится или расстроен, - это бесполезно. Подождите, пока страхи утихнут, и только потом предпримите еще одну попытку разрешить конфликт.

Если вы будете относиться к своему ребенку с уважением, то только в этом случае получите право и от него требовать такого же отношения. Например, подросток обязательно должен ставить вас в известность обо всех изменения в своих планах и оставлять координаты, по которым вы сможете его найти (или всегда держать включенным мобильный телефон). Не забывайте, что вы имеете дело с личностями, а в конечном счете с теми, кого сами воспитали, и пенять иногда надо на самих себя.

Личная территория: дать или отнять?

Для подростка чрезвычайно важна личная территория, где можно побыть одному. Эти потребности естественны, и родители должны уважать их у ребенка должно быть свое жизненное пространство, которое он может обустроить по своему вкусу. Не стоит возмущаться, ели подросток запирается в своей комнате или просит родителей стучаться в дверь детской, прежде чем войти. Его желания вполне нормальны и достойны уважения. В этом возрасте особенно важно признавать право ребенка на личную жизнь, на тайну. Ведь человеку присуща естественная потребность в уединении. Ощущение собственной территории помогает ребенку расти самостоятельным и ответственным. Не понимая этого, родители иногда пытаются вмешиваться, по своему вкусу наводить порядок в детской, брать без разрешения вещи или деньги подростка, искренне полагая, что имеют на это право.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

• За то, чтобы быть ребенком.
• За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
• За утверждение своих сверстников.
• Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Правила, которые должны соблюдать родители подростка
• Помогать ребенку находить компромисс души и тела.
• Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
• Подробно познакомить ребенка с устройством и функционирование организма. Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Почему дети лгут?

• Чтобы избежать неприятных для себя последствий.
• Добыть то, чего другим способом добыть не может, не умеет.
• Получить власть над окружающими или отомстить.
• Защитить что-то или кого-то значимого для себя.

Родителям стоит подумать, не слишком ли жестоки их наказания, всегда ли они справедливы по отношению к ребенку.

Если родителям не удалось выполнить обещанного, необходимо объяснить причину, объяснить ребенку мотивы поступков окружающих и своих собственных. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаем его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить той же монетой.

Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.

Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-то от детей, но и дети, независимо от взрослых, нуждаются в собственных тайнах.

Если дети будут уверенны в нашей любви и добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Интересуйтесь жизнью ребенка, выслушивайте его.

Подготовьте ребенка к тому, что среди людей встречаются безответственные, неискренние. Обсудите причины неискренности, научите остерегаться таких людей. 

Памятка для родителей «Противоречия подросткового возраста» 

Как же правильно себя вести взрослому с ребенком в фазе противоречия, чтобы не усугублять, а, напротив, уравновешивать его?

1. Учитывая принцип «сила действия равна силе противодействия», надо уменьшить собственное давление, тогда и сила сопротивления будет снижаться.

2. Предоставьте подростку максимум свободы в пределах разумного. Можно ограничивать его свободу там, где она начинает ущемлять свободу мамы и других людей. Не бойтесь идти на компромиссы. Только постарайтесь договориться делать это по очереди: иногда мама поступается частью своих удобств в пользу ребенка, иногда - наоборот.

3. Определите какие-то области, в которых можно передать ребенку ответственность. Он и так возьмет свои права и свободы, пусть лучше это произойдет на ваших глазах.

4. Если хотите, чтобы подросток что-то сделал, - запретите это. Такой хитрый ход могут применить родители, понявшие, что дух противоречия слишком сильно завладел их чадом.

5. Не ввязывайтесь в споры, не подпитывайте своей энергией дух протеста. Весьма вероятно, что без внешней подпитки он быстро себя исчерпает. Помните: родитель - второй игрок, без его активного участия игра невозможна. Ребенок жаждет борьбы? Будет уместно уравновесить его агрессию своей мягкостью и спокойствием.

6. Позвольте тинейджеру говорить «нет». Уважайте его и цените это полезное качество, в жизни оно ему пригодится. Вы не обязаны соглашаться с его «нет» или потакать, но он имеет право иметь мнение, отличное от вашего. Скажите ему об этом. Иногда отрицание ребенка исчерпывается словами, а на деле он готов сотрудничать. Не акцентируйте на этом внимания, не уличайте его и не демонстрируйте свою победу над его волей. Тот, кто уступает не из страха, тот истинно силен.

7. Попробуйте «отзеркалить» ребенка. Покажите, что вам тоже знаком дух противоречия. Пусть он увидит свое поведение со стороны: упрямьтесь, на все его указания и просьбы говорите «нет», «не хочу». При этом не забывайте, что это игра, сводите все к шутке.


«Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи» (6 класс)

Семья - общечеловеческая ценность.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Каковы   функции   и   задачи    развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

*      воспитательная;

*      оздоровительная;

*      духовно-нравственная;

*      познавательно-образовательная;

*      бытовая;

*      трудовая;

*      культурно-просветительная;

*      досугово-творческая;

*      стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*      охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

*  гармоническое развитие ребенка;

*  забота о здоровье детей;

*  помощь в учении;

*  трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

*  помощь в социализации личности;

*  формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

*  забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

*  развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

*  подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

*      климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

*      режим семейной жизни;

*  содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и

родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

В   задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.

Cемья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. Опыт семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении опре- деленного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

– факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

– структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

– материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

– личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

– психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

– помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал социально-экономический и политический кризис. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.

Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.

Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми дети приобретают навыки речи и мышления, предметных действий, осваивают социальный опыт, воспринимают образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.

Исследования показали что, нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений.

Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены

к    роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей.

Опыт работы свидетельствует, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

Число полноценных семей продолжает сокращаться. Статистика утверждает, что 40% созданных семей распадается уже в первый год. Каждая вторая семья распадается в

течение десяти лет. На тысячу семей приходится лишь 34, в которых число детей достигает трех и более. В 443 семьях из тысячи детей вообще нет! Это очень тревожный сигнал.

Более важным в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным.

Также существует дефицит общения родителей с детьми. Например, в настольные игры (шахматы, шашки, лото и др.) играли с детьми достаточно часто родители в 64% семей, а в    10% семей это не практиковалось вообще. Ходили с детьми на лыжах, катались на коньках 55% родителей, а 12% - не делали этого никогда. Среди видов занятий с детьми в рабочие дни чаще всего отличались чтение, беседы. Далее контроль домашних заданий, игры и обучение трудовым навыкам. Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в    семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.

Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье — действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола,

постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.