Волонтерская деятельность в школе
Организация волонтерской деятельности в школе
Организаторами волонтерской деятельности в школе выступают структурные подразделения, общественные объединения и органы ученического самоуправления, обучающиеся, преподаватели и сотрудники. В своей деятельности организаторы опираются на международные, республиканские и локальные нормативные правовые акты, соответствующие выбранному профилю волонтерской.
Волонтерская деятельность должна основываться на принципах добровольности, законности, самоуправления, непрерывности и систематичности, свободы определения внутренней структуры форм и методов работы, осознания участниками волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности, ответственного отношения к деятельности.
Волонтерская деятельность в школе реализовывается в различных формах: акции, проекты, программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.
Для осуществления волонтерского движения в школе формируются волонтерские отряды (группы) и создаются органы самоуправления.
В своей деятельности волонтерские отряды руководствуются Положением о волонтерской деятельности учреждения образования, Правилами внутреннего учебного распорядка, Уставом средней школы, а также другими нормативными правовыми актами и положениями международного законодательства и законодательства Республики Беларусь.
Программа волонтёрского отряда
"Жизнь"
Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку.
Цицерон
Цели программы:
- оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
- апробировать новые формы организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни, воспитание «трудового» человека.
- развитие волонтерского движения в гимназии, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи :
- показать преимущества здорового образа жизни на личном примере;
- пропагандировать здоровый образ жизни, трудолюбие, помощь людям;
- сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;
- возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения;
- создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ, оказание безвозмездной помощи ветеранам ВОВ, их семьям, престарелым людям и другим людям, нуждающимся в помощи. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
- сформировать у педагогов гимназии учащихся мотивацию к работе по профилактическим программам;
- снизить количество учащихся, состоящих на внутригимназическом учете ;
- создать механизм работы гимназии с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
Кадровое обеспечение программы :
- директор учреждения
- классные руководители
- педагоги - предметники
- педагог организатор
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В программе развития воспитания детей важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В Беларуси сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Положение о волонтерском отряде «Пламенные сердца»
Государственного учреждения образования «Бабуничская средняя школа»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Волонтерский отряд – это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) осуществлять деятельность по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
1.2. Волонтерский отряд призван воспитывать у учащихся гуманное отношения к людям, защищать их жизнь и здоровье, культуру отношения к собственному здоровью, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции, позитивного отношения к жизни, себе, обществу.
1.3 Волонтерский отряд «Пламенные сердца» подчиняется Уставу школы.
1.4. Направлениями деятельности волонтерского отряда (группы) могут быть:
- пропаганда здорового образа жизни;
- помощь в организации и проведении общих культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- помощь учителям в работе с детьми и подростками в классах;
- помощь детям и подросткам в адаптации к жизни в школе;
- организация и проведение мастер-классов для детей и подростков;
- разработка, подготовка и проведение мероприятий, направленных на борьбу с распространением наркотиков;
- разъяснительная работа среди учащихся школы как агитация гуманного отношения к детям- инвалидам.
1.5. В своей деятельности волонтерский отряд руководствуется следующими нормативными актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.); Конвенцией о правах ребёнка (1989 г.); Положением о волонтерской деятельности государственного учреждения образования «Бабуничская средняя школа», Правилами внутреннего учебного распорядка, Уставом средней школы , а также другими нормативными правовыми актами и положениями.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Целью волонтерского отряда является: формирование и подготовка отряда волонтёров для активизации и мобилизации структур гражданского общества через вовлечение молодёжи в общественно-полезную работу по распространению идей здорового образа жизни.
2.2. Основными задачами являются:
- содействие всестороннему развитию учащихся, формированию у них активной жизненной позиции;
- выработке зрелой гражданской позиции подростков, личностного роста участников проекта; вовлечение учащихся в деятельность, связанную с профилактикой вредных привычек, сохранением собственного здоровья, охраной окружающей среды и др.
- осознание своих возможностей, способностей, интересов в целях саморазвития и самосовершенствования в области сохранения здоровья
- приобретение навыков интеллектуального общения со сверстниками и взрослыми;
- освоение эффективных способов профилактики вредных привычек;
- развитие гражданских инициатив и гражданской ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
3. ПРИЕМ В ЧЛЕНЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА
3.1. Членами волонтерского отряда могут быть обучающиеся 9 – 11 классов, добровольно изъявившие желание работать в составе отряда, признающие и соблюдающие данное Положение.
3.2. Прием в члены волонтерского отряда производится на общем собрании волонтерского отряда.
4. ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
4.1 Волонтер обязан:
- знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда и укреплять его авторитет;
- четко и добросовестно выполнять свои обязательства;
- посещать занятия, обучающие семинары, тренинги для повышения уровня своей подготовленности к волонтерской деятельности.
5. ПРАВА ЧЛЕНА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
5.1 Волонтер имеет право:
- осуществлять свою деятельность исходя из своих устремлений, способностей и потребностей, если она не противоречит Законодательству, Конвенции по правам человека, Конвенции по правам ребенка, интересам школы, данному Положению;
- вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности в отряде, организации, с которой он сотрудничает;
- участвовать в управлении волонтерским отрядом через деятельность в органах самоуправления;
- пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке;
- на создание ему необходимых условий труда, обеспечения ему безопасности, защиты законных прав и интересов во время работы. Условия труда волонтера должны соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов, регулирующих данный вид деятельности;
- прекратить деятельность в отряде, уведомив о прекращении своей волонтерской деятельности не менее чем за две недели.
6. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
6.1 Руководитель волонтёрского отряда имеет право:
- предлагать волонтеру – члену волонтёрского отряда – изменить вид деятельности;
- отказаться от услуг волонтера при невыполнении им своих обязательств;
- требовать от волонтера уважительного отношения ;
- требовать от волонтера отчета за проделанную работу;
- информировать руководство школы о плане работ волонтеров.
7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА ВОЛОНТЕРСКИМ ОТРЯДОМ
7.1. Волонтерским отрядом руководит педагог школы (далее руководитель), назначенный приказом директора школы и лидер волонтерского отряда, избранный на общем собрании волонтеров.
7.2 Руководитель волонтерского отряда:
- организует деятельность волонтерского отряда;
- согласовывает план работы отряда с планом работы школы;
- отвечает за сохранность и использование имущества, переданного волонтерскому отряду в пользование;
- обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для участников волонтерского отряда;
- ведет документацию волонтерского отряда установленного образца;
- обеспечивает соблюдение мер дисциплинарного воздействия и поощрения, предусмотренных данным Положением, по отношению к членам волонтерского отряда.
7.3. Лидер совместно с руководителем организует деятельность волонтёрского отряда:
- способствует формированию позитивного морально-психологического климата в отряде (группе);
- способствует личностному творческому росту волонтеров; развитию и максимальной реализации их общественной активности; формированию социально ориентированной внутриотрядной организационной культуры;
- осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности волонтерского отряда.
7.4. Руководитель волонтерского отряда несёт персональную ответственность за психологический климат и безопасность членов отряда, обеспечивает соблюдение мер дисциплинарного воздействия и поощрения, предусмотренных данным Положением, по отношению к членам волонтерского отряда.
8. ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
1.Список волонтёров.
2.Нормативно - правовые документы по организации волонтёрского движения (положение, программа т.п.).
3.Публикации о деятельности волонтёрского движения (статьи, заметки);
4.Фотоматериалы.
5.Грамоты и благодарности о достижениях волонтёрского отряда.
6. План работы отряда волонтёров.
7. Копилка интересных дел.
8.Краткий отчет о проделанной работе волонтерского отряда за учебный год по следующей форме:
№ п/п |
Мероприятия |
Дата проведения |
Охват |
Целевая группа |
Результат |
План работы волонтерского отряда
«Пламенные сердца»
на 2024-2025 учебный год.
№ |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
1 |
Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. |
Педагог-организатор |
сентябрь |
2 |
Составление плана работы на год. |
Педагог-организатор |
сентябрь-октябрь |
4 |
Классные часы «Милосердие спасёт мир» |
Кл.руководители Педагог-организатор |
ноябрь |
5 |
Проведение классных часов «Влияние алкоголя на здоровье человека» |
Кл.руководители |
ноябрь |
6 |
Конкурс рисунков , посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом |
Волонтерский отряд |
1 декабря |
7 |
Проведение классных часов «День инвалида» |
Кл.руководители |
3 декабрь |
8 |
Посещение ветеранов ВОВ и труда (Поздравление с Новым годом) |
Волонтерский отряд |
декабрь |
9 |
Классный час «Меценатство и благотворительность» |
Кл.руководители |
январь |
10 |
Показ презентаций «Жизнь дается один раз» |
Кл.руководители |
январь |
11 |
Мини-акция сбора подарков в школе для ветеранов ВОВ и труда «Дань подвигу» |
Волонтерский отряд |
февраль |
12. |
Спортивные соревнования «Мы за здоровый образ жизни» |
Учитель физкультуры |
февраль |
12 |
Выпустить и раздать буклеты о вреде пива «Мифы и реальность» |
Уч-ся 5-10кл. Кл.руководители |
март |
13 |
Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье» |
Уч-ся 5-10кл. Кл.руководители |
апрель |
14 |
Ведение дневника волонтерской команды |
Педагог-организатор |
систематически |
15 |
Посещение ветеранов ВОВ, поздравление с праздником Победы. |
Волонтерский отряд |
май |
16 |
Акция «Ветеран живет рядом» (оказание помощи ветеранам ВОВ и труда) |
Волонтерский отряд |
май |
17 |
Подведение итогов работы за год |
Педагог-организатор |
май |
* В плане возможны изменения
Педагог-организатор В.С.Полторан