Активные формы работы с родителями
цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
Направления в работе:
Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся
Пропаганда здорового образа жизни
Организация работы Академии любящих родителей
. Реализация поставленной цели и задач.
Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению как среди младших школьников, так и среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Семейное чтение... от этих слов веет домашним уютом конца 19 - начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать
Формы работы:
Устный журнал «Моя домашняя библиотека»
Странички:
Самая старая книга в нашей семье (готовят родители)
В моём возрасте мама (папа, бабушка, дедушка) читала
Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают всей семьёй, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве.
Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг
Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно, используя любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать
Праздник «Посвящение в читатели»
Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим сказочные домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших.
Поэтическая мастерская
«Любимые басни»
Каждый ученик получает задание:
Выбери понравившуюся басню, запишись в листок – заявку (произведения не должны повторяться)
Создай группу ( вовлеки маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата), распредели роли.
Подготовьте выразительное, эмоциональное чтение басни
Запишите
Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей. В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом мастерство участников растёт, темы мастерских меняются.
«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее»
Задача: Изготовить коллаж на тему «Читающая семья».
«Моя любимая книга»
Конкурс презентаций
Задача: создать такую рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать книгу от корки до корки.
Театральные вечера
Каждый раз меняем форму проведения: театр-экспромт, конкурс актёрского мастерства, игра-путешествие , конкурс этюдов и т.д.Но всегда рядом с нами мамы и папы, бабушки и дедушки.
Экскурсии
«Знакомьтесь: Городская библиотека»
Литературные тематические экскурсии
Игра-путешествие
«В мире периодических изданий»
В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и журналов, с которыми обязательно должны познакомиться девчонки и мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок стремительно развивается, и очень много интересной информации можно оттуда почерпнуть.
Познавательную и воспитательную роль также выполняют телевидение и Интернет. Но телеэфир и глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня забрать у ребёнка возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.
Основные формы работы Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму »
На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей.
Суд « Обвиняются компьютерные игры…»
Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда?
Путешествие по Глобальной сети
Проводится неоднократно, отличается многообразием тем, проводится , как правило, в кабинете информатики.
Приходит время и наши детки становятся пользователями Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным? Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только развивающие и педагогически верные материалы. Учимся ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения.
Практическое занятие «Как правильно смотреть телевизор и работать за компьютером»
Задача: дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на медицинские исследования . Помните: Это не лекция! От лекций устали и родители и дети. Надо превратить встречу в увлекательную игру.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне , и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь. Китайская пословица
Академия любящих родителей - это форма психолого-педагогического просвещенияродителей. Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.
Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самыми удачными – творческие мастерские и игровые тренинги.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей (общение на равных)
Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
Самостоятельность решения творческих задач
Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
Умение работать в команде
Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.
Предлагаемые темы занятий:
Карманные деньги как средство воспитания
Рабочее место не только успех, но и здоровье
День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?
Игра в жизни ребёнка
Режим дня : за и против
Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка
Умеете ли вы наказывать детей?
Семейные традиции
Роль отца в воспитании детей
Стоит ли баловать детей? Теория баловства
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Технология проведения тренингов
I. Сбор и анализ предварительной информации
Определение стратегических целей и конкретных задач
Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II. Подготовка тренинга
Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений.
Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.
Составление поминутного расписания программы тренинга.
III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.
IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем , психологом и родителями.
Тематика тренингов:
Я и группа: толерантность к себе и другим
Пойми и помоги ребёнку
Кто виноват?
Возрастные кризисы
Родительская любовь
Формы взаимодействия с семьей. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие - успеваемость, воспитательные мероприятия.
Тематические – носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Сюда можно пригласить выступить по теме психолога, юриста, социального педагога, врача (сопутствующей специализации), и др. специалистов.
Итоговые – подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.
К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.
Не забывайте о традициях родительских собраний: это и красиво оформленные приглашения на родительские собрания, ведение родительских дневников, введение в содержание родительского собрания определенных традиционных рубрик:
“Крылатые фразы о воспитании”;
“Книжная полка родителей”
“Творческая мастерская” и т.п.;
рефлексия собрания (высказывания родителей по поводу актуальности, значимости собрания, оформление коллажа и т.п.).