Дом без насилия
Профилактика насилия в семье
Психологическое консультирование граждан, пострадавших от домашнего насилия, обеспечивается при очном обращении по адресу: г. Лида, ул. Варшавская, 4, кабинет 64, а также по телефону «Социального доверия» - 50-26-84. В случае необходимости получения гражданами, пострадавшими от домашнего насилия, экстренной психологической помощи в нерабочее время (до 22.00), в том числе в выходные дни, можно обращаться по следующим телефонам: +375 29 2684272 (январь, март, май, июль, сентябрь, ноябрь 2022 года; +375 29 2879763 (февраль, апрель, июнь, август, октябрь, декабрь 2022 года). Пострадавшие от домашнего насилия могут получить услугу временного приюта в «кризисной» комнате. Телефон 50-26-84 или +375 29 2684272; +375 29 2879763.
Информационные материалы по вопросам профилактики насилия в отношении несовершеннолетних
Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.
В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие. Агрессорами часто выступают родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.
Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия.
Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.
Семейное насилие применяется с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. Иногда родители намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего супруга или сожителя.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
- если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;
- насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
- часто наблюдается сочетание различных видов насилия;
- он переживает последствия акта насилия.
Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д.
Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы.
Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители:
- рассержены на ребёнка;
- не знают, что делать, если ребёнок поступает не так, как надо, то есть не находят форм ненасильственного наказания;
- сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;
- хотят показать своё превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам);
- устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;
- имеют проблемы в отношениях друг с другом;
- не могут исправить отклоняющееся поведение ребёнка;
- сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье;
- пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребёнка;
- неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребёнку;
- не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;
- не могут разграничить поступок ребёнка и его мотив, требуют от ребёнка выполнения правил, которые нарушают сами;
- не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребёнка по материальным причинам;
- не верят ребёнку, считая, что он что-то скрывает;
- не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребёнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни.
Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга.
Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.
Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
К формам психологического насилия относят отвержение, терроризирование, угрозы, изоляция, игнорирование, эксплуатация или растление – поощрение или принуждение ребёнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребёнка.
Этот вид насилия терзает жертву изнутри. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.
Сексуальное насилие – это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений, развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.
К сексуальному насилию относится демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребёнка; сексуальные игры и половой акт с ребёнком; демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания; вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции; вовлечение ребёнка в занятия проституцией.
Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника. Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.
Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин.
Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну, не «выносить сор из избы», что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».
К внешне наблюдаемым показателям сексуального насилия относятся отказ от прогулок, неусидчивость; порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее бельё; боль или зуд в области половых органов; венерические заболевания и ИППП; беременность.
Последствия сексуального насилия для ребёнка самые тяжелые.
Какую информацию усваивает ребёнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает:
- если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;
- невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
- взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
- мир – это ужасное место, где твои чувства не принимаются в расчёт.
Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.
Наиболее частой причиной домашнего насилия является алкоголь.
Еще в 1975 году 38-я сессия Всемирной организации здравоохранения официально признала алкоголь наркотиком, разрушающим здоровье человека. Спиртное – точно такой же наркотик, как марихуана, гашиш, героин.
В настоящее время учеными доказано, что нет безопасных, а тем более полезных доз алкоголя: так, 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. По оценке Всемирной организации здравоохранения, от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек, значительную долю которых составляет молодежь. Употребление алкоголя во всем мире является третьим ведущим фактором риска расстройств здоровья. Самые разнообразные проблемы на почве алкоголя могут иметь тяжелейшие последствия для индивидов и их семей и серьёзно влиять на жизнь общества.
Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин разводов в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80%. В настоящее время в странах СНГ примерно половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.
Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех её членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания – всё это ведёт к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.
Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребёнком во взрослую жизнь и в собственную семью. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Именно поэтому в нашей стране ведётся активная работа по формированию здорового образа жизни населения. Здоровая семья – это семья, которая ведёт правильный образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В статье 19 Конвенции о правах ребёнка перечисляются следующие виды насилия: это «все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
В Докладе Всемирной организации здравоохранения «Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире» (2002 год) под насилием понимается «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное непосредственно в отношении ребёнка лицом или группой лиц, которое влечёт или с большой вероятностью может повлечь нанесение фактического или потенциального ущерба здоровью (телесные повреждения, психологическая травма), выживанию, развитию (отклонения в развитии) или достоинству ребенка».
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Как свидетельствуют данные ООН и результаты исследований, проведенных в Республике Беларусь, 65% белорусских детей в возрасте 2-14 лет подвергаются как минимум одной из форм психологического или физического наказания со стороны взрослых членов семьи. Увеличению опасности насилия в отношении детей способствуют агрессивные и конфликтные взаимоотношения в семье, особенно между взрослыми, в результате чего ребёнок становится жертвой «смещённой» агрессии. Жестокое обращение часто приводит к неблагоприятным для детей последствиям. Кроме того, оно может стать причиной формирования криминального поведения.
Очевидно, что сегодня выявление несовершеннолетних, ставших жертвами насильственных действий, должно происходить не только медицинскими работниками и правоохранительными органами по фактам установления причин имеющихся повреждений у ребенка, но и педагогами в практической деятельности как предупредительная мера.
Руководством к действию педагогических коллективов в этом вопросе должен стать «Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних» (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 7 февраля 2018 г. № 05-01-07/1121/дс), направленный во все учреждения образования (далее – Алгоритм).
Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трёх категорий проблем, связанных с тем, что ребёнок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:
- поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами, неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;
- когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, плохая учёба в школе, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;
- проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.
Насилие в семье часто скрывается. Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное.
Когда ребёнок становится свидетелем и участником акта грубого поведения, его потом запугивают, чтобы он не рассказывал об эпизоде насилия, не раскрывал «семейную тайну». Однако исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом. Следовательно, педагогам необходимо выстраивать доверительные отношения с обучающимися.
Физическое насилие – самый раскрываемый вид насилия, поскольку на теле у жертвы, как правило, остаются следы. Сегодняшняя криминалистика располагает средствами для выявления многих, порой не видимых внешне, следов физического насилия. Применение физического насилия в таких случаях раскрывается и с помощью современных психометрических методик.
Необходимо отличать семейный конфликт от насилия. В основе конфликта обычно лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить, а насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Часто наблюдается сочетание различных видов насилия.
Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в супружеских отношениях в качестве агрессора выступает муж, а жена – в качестве жертвы. Однако не всякий мужчина и не всякая женщина в семье выступают соответственно в роли агрессора и жертвы
Личность агрессора имеет следующие характеристики:
- импульсивность, неустойчивость к неудачам, склонность к вспышкам гнева;
- низкую самооценку;
- выраженную потребность во внимании;
- эмоциональную зависимость от партнера;
- собственнические установки;
- стремление контролировать ситуацию в семье;
- ригидность ожиданий в супружеских отношениях;
- ревнивость.
Личность жертвы отличают:
- экономическая и/или эмоциональная зависимость от мужа;
- ощущение бессилия, смирение с мыслями о насилии и нежелание его остановить;
- неспособность разделять свои собственные потребности и нужды мужа;
- низкая самооценка;
- нереалистические убеждения, что поведение насильника можно изменить;
- уверенность, что ревность и физическая агрессия – доказательство любви.
Понимание причин возникновения ситуаций семейного насилия даёт специалистам (педагогам, социальным работникам, школьным педагогам-психологам, представителям органов опеки и правопорядка, представителям общественных организаций) возможность выстраивать стратегию и тактику помощи семьям.
Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.
К внешне наблюдаемым признакам физического насилия относятся следы укусов; синяки; кровоподтёки; царапины; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов (ремнём, палкой); следы от верёвочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребёнка после насильственного приёма алкоголя или лекарств; тело ребёнка со следами насильственной смерти. Вывод о повторяющемся физическом насилии можно сделать в том случае, если на теле ребёнка имеются следы разной давности (раны, кровоподтёки и т. д.).
Необходимо обращать внимание на изменение психоэмоционального состояния ребенка. Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:
- он понимает, что происходит насилие;
- он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;
- он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);
- он переживает последствия акта насилия.
Учащиеся подросткового возраста, подвергшиеся физическому насилию, часто совершают побеги из дома, попытки суицида. Особенностью их поведения является избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин появления повреждений; страх перед родителями; частые опоздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу и очень поздний уход домой; неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, готовность услужить и безропотное позволение делать другим с собой всё что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движении или контакте; отчаянные просьбы не сообщать родителям о неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение); рассказы о насилии со стороны родителей.
Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т. к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического
редко видны. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:
- беспокойство или тревожность;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость;
- суицидальные угрозы или попытки;
- неумение контактировать с другими людьми;
- малое число друзей или их отсутствие;
- проблемы с учёбой;
- низкая самооценка.
Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью: потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия.
Особенности поведения детей: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.
Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесённую родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то всё равно защищают близких. Дети предпочитают переживать всё в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.
Особенности поведения детей при сексуальном насилии: внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий частям тела; стеснительность или потеря привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настоятельные просьбы включить ночник; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки запуганности; резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычайная искушённость и не соответствующая возрасту образованность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителям либо другим взрослым.
Специалисты, работающие с пострадавшими от сексуального насилия детьми, утверждают, что, если детям верят и предпринимают соответствующие адекватные меры, то в большинстве случаев можно предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья. Для этого необходимо, прежде всего, информировать детей о подобном явлении. Делать это должны люди, которым ребёнок доверяет. Самое главное, что ребёнок должен усвоить: сексуальное насилие – это всегда плохо и неправильно. Причём ответственность за происходящее лежит только на взрослом, и если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его.
Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Министерством образования Республики Беларусь издано пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «Профилактика домашнего насилия». В нем имеются теоретические материалы по теме, предлагаются тесты. Для проведения занятий по вопросам домашнего насилия авторы рекомендуют использовать интерактивные методы обучения: игровые (упражнения, ролевые игры), кейсы, групповую дискуссию, мозговой штурм, видеоанализ и др. и приводят примерные конспекты их проведения, а также видеосюжеты для просмотра и последующего обсуждения с учащимися. Рекомендуем его широко использовать на практикелку.
Использованные источники:
- Письмо министерства образования Республики Беларусь от 7 февраля 2018 г. № 05-01-07/1121/дс «Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних».
- Профилактика домашнего насилия : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Н. Н. Яковлева [и др.]. – Минск : Четыре четверти, 2015. – 148 с. Режим доступа: http://www.adu.by/wp-content/uploads/2015/articles/profilaktika-dom-nasilija.pdfДата доступа 18.01.2019
- Фурманов, И.А. Межпоколенная эстафета агрессии и насилия в семье: эндогенные и экзогенные факторы / И.А. Фурманов // журнал Веснiк БДУ. Сер.3. Гiсторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права : Навукова-тэарэтыч. часопiс. – 2009 . – № 1. – С. 67 – 72.
Материалы подготовлены начальником центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО «ГрОИРО» Акимовой Е.П.
Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми
Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми [16, с. 123-136, с.210].
Статья 145. Доведение до самоубийства.
Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства – наказывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
1. То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного – наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.
Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.
Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, совершенное в отношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии, наказывается лишением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.
Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.
Умышленное причинение легкого телесного повреждения наказывается общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.
Статья 154. Истязание.
Истязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.
Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
1.Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе, либо по специальному поручению, наказывается штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причинение тяжкого телесного повреждения, наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.
Статья 166. Изнасилование.
3.Изнасилование заведомо малолетнего или изнасилование, повлекшее смерть потерпевшего, наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.
Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.
Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом, наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.
Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.
1.Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера, наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.
Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.
Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора, повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, наказывается общественными работами, штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.
Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.
Признаки жестокого обращения с детьми
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какие действия можно трактовать как жестокое обращение с ребенком?
Cамым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.
Признаки жестокого обращения с детьми
Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:
- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;
- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;
- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.
Запомните!!!
Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.
Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.
Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.
Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.
Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.
Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.
Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».
Только подумайте – имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).
Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить – это нормально и приемлемо.
Дети будут думать, что это нормальная практика – добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.
Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.
Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.
Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их “ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи”. Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать “тайм-ауты”. Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.
Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.
Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.
Физическое насилие в любом виде пугает
Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы – взрослый человек.
Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае – это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?
Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.
Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».
К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже – с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.
Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.
Телефоны доверия для детей и подростков в Республике Беларусь
Телефоны доверия
(экстренной психологической помощи в Республике Беларусь)
Телефоны доверия |
Номер телефона |
Время работы |
Республиканская "Детская телефонная линия" |
8- 801-100-16 11 |
Круглосуточно |
Экстренная психологическая помощь для детей и подростков (г.Минск) |
8(017) 263 03 03 |
Круглосуточно |
Экстренная психологическая помощь для взрослых (г.Минск) |
8(017) 352-44-44 8(017) 304-43-70 |
Круглосуточно |
Минский областной клинический центр "Психиатрия и наркология" | 8(017) 202-04-01 | Круглосуточно |