Информация
о номерах телефонов действующих служб, оказывающих анонимную и бесплатную социальную и психологическую помощь в кризисных состояниях, в том числе экстренную
психологическую помощь
Режим работы - круглосуточно |
|
Республиканская «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию |
8 801 100 16 11 |
«Телефон доверия» учреждения «Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей» |
170 |
«Телефон доверия» учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница» |
8 0232 31 51 61 |
Режим работы – с 8.00 до 16.30 в рабочие дни |
|
ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» |
8 0232 33 57 82 |
Центр, дружественный подросткам «ПОДРОСТОК» |
8 0232 31 08 86 8 0232 31 08 87 375 44 767 78 27 |
Телефоны доверия:
Государственное учреждение образования "Социально-педагогический центр Петриковского района"
8 (02350) 2 69 74
Психолого-педагогическая служба г. Гомеля
8 (0232) 35 191
(работает круглосуточно)
Круглосуточная прямая телефонная линия Министерства внутренних дел по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей
8 (017) 372 73 87
На базе ГУО "Социально-педагогический центр Петриковского района" функцианирует "Консультационный кабинет"
Вторник 17.30 - 19.30
Среда 17.30 - 19.30
Четверг 17.30 - 19.30
Телефоны "Горячей линии"
Управление образования Гомельского областного исполнительного комитета
8 (0232) 756553
Отдел образования, спорта и туризма Петриковского районного исполнительного комитета
8 (02350) 5 49 38
8 (02350) 5 11 10
Государственное учреждение образования "Бабуничская средняя школа"
8 (02350) 95479
8 (02350) 98192
(Памятка для родителей)
Семь причин детской агрессии
1. Негативная самооценка («Я плохой и веду себя как плохой»).
Ваши действия. Как можно чаще хвалить ребенка, не стесняться проявлять любовь к нему. Никогда не осуждать самого ребенка («Ты плохой, потому что так делаешь»), а только его действия («Мне не нравится, что ты поступил плохо, поскольку сделал кому-то больно»).
2. Страх (защитная агрессия).
Ваши действия. Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свою агрессивность, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях).
3. Реакция на запрет (ребенок не получает то, что ему нужно).
Ваши действия. В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа аргументировано объясните причину запрета. Если желание ребенка несвоевременно, переключите его внимание на что-то другое или предложите компромисс. Устанавливайте правила поведения. Заранее обговаривайте с ребенком правила поведения.
4. «Не могу!» Ребенок понимает, что ведет себя плохо, но не может справиться со своими чувствами.
Ваши действия. Остановите ребенка. Для него очень важно, что бы вы справились с его агрессией: тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить и от внешних опасностей. Агрессивность ребенка возросла до высокой степени и угрожает увечьями ему самому или окружающим? Примените силу: подойдите сзади и прижмите его руки, обхватите его ноги своими и берегите свой подбородок от его головы. У малыша должно создаться впечатление: вы сдерживаете его, поскольку хотите успокоить, а не нападаете, проявляя агрессивность.
5. Усталость (разбалансирование нервных процессов).
Ваши действия. Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам, помогите ему: обнимите, усадите на колени, начните качать, как маленького, нашептывайте на ушко что-то ласковое и спокойное. Все подвижные игры прекращайте за два часа до сна. Старайтесь соблюдать режим дня и строго придерживаться введенных правил.
6. Переадресация агрессии («Как обращались со мной, так и я буду обращаться с другими»).
Ваши действия. Если в семье дерутся, кричат друг на друга или ребенок оказывается крайним в ссорах родителей, он перенимает этот стиль поведения. В таких семьях детей наказывают часто и несправедливо. Чем более жестокие требования предъявляются ребенку дома, тем более агрессивным он будет в своих проявлениях.
7. Жажда власти. Речь идет о детях с так называемыми нарушенными привязанностями («Я никому не нужен, ну и не надо!»).
Они научились выживать, нападая на всех, нарушая правила.
Ваши действия. Нужно завоевать авторитет: значимыми качествами для такого ребенка являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет не вызывает сомнений, следует вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе это делать».
Как уберечь ребенка от наркотиков.
Памятка для родителей
Последствия употребления наркотиков Медицинские:
психические расстройства (галлюцинации, бред преследования);
высокий суицидальный риск;
токсическое повреждение органов и систем организма;
инфекционные заболевания (ВИЧ, СПИД, гепатиты В и С);
инфекции, передающиеся половым путем; передозировка;
туберкулез; преждевременная смертность.
Социальные: изменение личности (опустошение психики, снижение интересов, обеднение эмоций);
искажение семейных связей;
угроза здоровью будущих поколений;
совершение преступлений;
экономический ущерб. Дети и подростки узнают о наркотиках даже раньше, чем вы этого ожидаете: из средств массовой информации, от друзей и т.д. Вам надо быть во всеоружии, чтобы предотвратить возможную беду.
Основные признаки употребления наркотиков:
заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;
бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;
чрезмерно широкие или узкие зрачки;
нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха;
круги под глазами; сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;
сухость губ или повышенное слюноотделение;
потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;
появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);
следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);
появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, марлевых или ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;
частые немотивированные исчезновения из дома;
очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство;
появилось много таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;
в доме стали пропадать деньги или вещи;
сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;
неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;
вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения; изменение нормального режима жизни — появление сонливости днем и бессонницы ночью.
Уважаемые родители!
Наркомания — это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания — это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей? Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция.
Больше говорите с детьми.
Слушайте их.
Будьте тверды и последовательны.
Поставьте себя на их место.
Расскажите им о себе.
Формируйте у детей ясные представления о добре и зле.
Рассказывайте им о вреде наркотиков.
Помогайте им ставить перед собой конкретные цели.
Будьте примером. Делайте что-нибудь вместе.
Будьте с ними.
О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности. Будьте настоящим другом своему ребенку. Если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью! Не каждый, кто пробует наркотики, обязательно станет наркоманом, но каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик...
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. 4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Если ребенок агрессивен...
-Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
- Расширяйте кругозор ребенка.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно:
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
Суициды в подростковом возрасте
По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.
Словесные признаки: Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: – в еде — есть слишком мало или слишком много; – во сне — спать слишком мало или слишком много; – во внешнем виде — стать неряшливым; – в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; – замкнуться от семьи и друзей; – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки: Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Служба СППС
Цель работы: создать условия для полноценной жизни, интеграции в обществе детей с особенностями психофизического развития
Задачи:
1. повышать эффективность воспитательно - профилактической работы по своевременному выявлению семейного неблагополучия и его предупреждению;
2. активизировать работу по развитию партнерских отношений между педагогами и семьями детей с ОПФР;
3. осуществлять правовое и психолого-педагогическое просвещение участников воспитательного процесса;
4. способствовать формированию социально-бытовых знаний, умений, навыков культуры поведения у детей с ОПФР, необходимых для интеграции в общество;
5. повышать уровень качественного анализа результатов психологического обследования путём накопления методических и практических материалов для проведения диагностики детей различных нозологических групп.
Наше кредо: Ребенок – это целый мир, старайтесь сделать так, чтобы его мир стал открытым другим мирам, большим и малым…
Педагог социальный – кто ты?
Педагог социальный осуществляет педагогическую деятельность в части реализации программ воспитания, направленную на осуществление комплекса мероприятий по защите прав и законных интересов воспитанников и учащихся, их воспитанию, образованию и развитию в сфере ближайшего окружения.
Работает в тесном контакте с семьей, привлекая родителей к совместным мероприятиям, консультируя их по вопросам обучения, воспитания и социальной адаптации детей с учетом особенностей психофизического развития.
Ведет работу по раннему выявлению семейного неблагополучия и предупреждению социального сиротства, а также по поддержке несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Главные заповеди Монтесcори
- Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать,
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
- Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
- Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе.
- Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
- Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
- Если ребенок живет с чувством безопасности- он учится верить.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь
Агрессия подростков
Агрессия — зачастую именно с этого для родителей начинается проявление «подростковости» у детей. Ещё недавно послушный ребенок становится обидчивым, ворчливым, раздражительным, порой в его словах прорывается гнев и грубость.
В такой ситуации родители часто чувствуют себя растерянными, не знают как реагировать на агрессивные проявления характера своего ребенка. Что же происходит с подростком в это время? Что заставляет его так меняться? Причин тому много, но в любом случае — это отражение внутреннего дискомфорта ребенка.
Внутренний дискомфорт — ощущение, которое сопровождает человека в подростковом возрасте, в силу психологических особенностей этого периода. И агрессивное поведение в начале подросткового возраста — нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким).
Ребенок в это время учится владеть своими эмоциями, а сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди. В течении подросткового возраста (5–6 лет) человек овладевает приемлемыми способами выплескивать свой гнев и другие эмоции.
Уровень агрессии повышается у всех детей подросткового возраста, но выражаться она может по разному, с разной степенью интенсивности. Существует несколько форм выражения агрессии:
Физическая -использование физической силы против другого человека.
Вербальная — выражение ребенком своих негативных чувств при помощи слов, визга, крика, угроз.
Раздражение — готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым. грубым.
Подозрительность — склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред».
Косвенная агрессия — воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес обидчика.
Обида — как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением и миром вообще.
Скрытая агрессия (или пассивно- агрессивное поведение). Это нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда родители пытаются «образумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами) — это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток и сам не знает почему он так себя ведет. Эта скрытая агрессия направлена на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких и окружающих.
На степень выраженности агрессии оказывают влияния отношения в семье, особенно в родительской паре. Если у родителей отношения конфликтные, а уж тем более предразводные или в состоянии развода, словом, неустойчивые; то такие отношения усиливают психологическую «неустойчивость» подростка.
В ситуации, когда в родительской паре конфликты, дети растут с чувством незащищенности. Тревога, чувство вины, агрессивные вспышки — это симптомы беззащитности, отсутствия внутренней опоры. Большое влияние на формирование агрессии оказывает так называемый «стиль воспитания» — по сути, это набор семейных правил и родительских требований, к которым должен приспосабливаться ребенок.
По стилю воспитания семьи делятся на:
- авторитарные (в этих семьях дети находятся в жестком подчинении у взрослых, их мнения и желания не учитываются).
- принимающие (в этих семьях важно мнение и желание каждого её члена, решения которые принимают взрослые, а также родительские запреты понятны детям).
- непоследовательные (в этих семьях запреты, наложенные родителями работают недолго, и обещания, которые дают родители не выполняются).
- попустительские (в этих семьях ребенок растет как без родительского «глаза», сам по себе)
Самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, так у тетей нет чувства стабильной опоры и защищенности.
На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.
Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему самому не удобно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.
ПРАВИЛА И ЭТАЛОНЫ ПОВЕДЕНИЯ
«Как любить своего ребенка»
Правило первое
Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
Правило второе
Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье
Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвертое
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое
Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Профилактика насилия в семье
Конституция Республики Беларусь
Статья 25, ч.3 «Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию».
Статья 32, ч.5 «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образовании и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.
Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего. Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.
Виды насилия |
Ярко выраженные признаки насилия |
Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.п. |
- следы ударов, шрамы. Порезы на руках, лице, ногах и других частях тела; - переломы и ушибы; - следы ожогов. |
Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений. |
- сексуальные прикосновения без его согласия; - принуждение человека раздеваться; - принуждение вступать в сексуальный контакт. |
Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п. |
- постоянный крик и угрозы; - ругань с использованием неприличных слов; - унижение; - игнорирование человека, когда он о чем – то просит. |
Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами. |
- заказ услуг, совершение пожертвований или ненужных расходов; - неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег; - пропажа денег на банковском счету или наличных. |
Медицинское насилие – халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства. |
|
Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить пожилому человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилое помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое. |
Причины насилия в семье
Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:
- распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);
- стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится - слюбится» и т. д.;
- влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;
- убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;
- традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;
- географические, экономические, политические факторы.
Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:
- копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;
- недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;
- генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;
- желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;
- низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;
- алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;
- сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;
- отклонения в психическом здоровье;
- низкий образовательный и культурный уровень;
- неудовлетворенность семейной жизнью
Алгоритм действий жертвы в случае насилия в семье:
- Если вы находитесь с агрессором в одной квартире в ситуации совершения насилия:
- убегайте из квартиры, вызывайте сотрудников милиции по номеру 102.
- при угрозе физического насилия и попытке ограничения передвижения, запритесь в ванной с телефоном и попытайтесь вызвать милицию, позвоните знакомым и сообщите о ситуации, в которой вы находитесь, попросите прийти на помощь.
- если доступ к телефону ограничен, громко кричите «Пожар!», «Горим!», стучите по батареям и т. п.
- если все-таки удалось выскочить на лестничную клетку, то звоните во все двери, кричите, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, по крайней мере, это может остудить нападающего, а у вас будут свидетели происшествия в случае, если вы в дальнейшем обратитесь в милицию.
Если вы понимаете, что конфликт в семье усиливается – отправьте детей на прогулку или в гости к знакомым! Дети не должны становиться свидетелями насилия.
- Если вы живете без обидчика, но он продолжает вас преследовать:
- продумайте систему безопасности: замените замки на дверях и окнах, установите решетки на окнах.
- попросите кого-нибудь переехать в квартиру, чтобы не находиться одной.
- проинструктируйте детей: как вызывать милицию, позвонить членам семьи, друзьям или другим лицам, которые могут оказать помощь в ситуации насилия.
- поговорите об опасности с работниками школы и детского сада и дайте четкие указания о том, кто имеет право забирать детей, а кто нет, другие меры предосторожности.
- продумайте, насколько безопасным будет ваш путь до работы и путь ваших детей до школы и обратно.
- носите с собой свисток или другой предмет, который может создать шум и привлечь внимание прохожих в случае опасности.
При угрозе насилия:
- старайтесь не кричать, и не плакать.
- не отвечайте агрессией на агрессию.
- говорите с агрессором спокойно и четко
- Если опасаетесь подвергнуться насилию:
- продумайте план действий в критические ситуации.
- заранее договоритесь с соседями, чтобы они вызывали милицию в случае шума и криков из вашей квартиры.
- сделайте дубликат ключей и приобретите новую sim- карту, при возможности мобильный телефон – спрячьте в доступном для вас месте, о котором не догадается агрессор.
- если конфликта. Инцидента не удается избежать, постарайтесь выбрать такую комнату. Из которой в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.
- запишите номера телефонов организаций и специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от домашнего насилия.
Если ситуация критическая, покидайте дом незамедлительно, даже если вам не удалось взять необходимые вещи!
Вы можете заранее собрать сумку со всем необходимым и спрятать ее дома или договориться с подругой/ родственниками, которые смогут оставить ее у себя.
Если планируйте уйти от агрессора, необходимо взять с собой:
- Документы: свидетельство о рождении (вас и ваших детей), паспорт (ваш и ваших детей), иные важные документы (свидетельство о браке/ разводе, соглашения о детях, документы на квартиру, дипломы о получении образования, документы на машину, рецепты получения лекарственных средств, пенсионные удостоверение, удостоверение по инвалидности и др.).
- Деньги или иные средства для существования: наличные деньги; банковские карты; драгоценности, которые можно продать и др.
- Ключи: от дома; автомобиля; почтового ящика или камеры хранения, где спрятаны необходимые вещи/ документы.
- Средства коммуникации: телефонные карты; мобильный телефон.
- Лекарственные средства.
- Личные вещи: одежда (для вас и ваших детей); средства личной гигиены (мыло, зубная щетка, паста).
Административная ответственность за насилие в семье в Республике Беларусь
Страдания – это, в первую очередь, физическая боль или психическая травма, которые носят глубокий характер, причиняют потерпевшей мучения и особые переживания (КоАП РБ, статья 9.1).
Причиной физических страданий выступают:
- причинение продолжительной (многократной или длительной) физической боли, вызванной: поркой, щипанием, сечением, вырыванием волос, множественными небольшими повреждениями тупыми или колюще-режущими предметами, электрическим, термическим или химическим воздействием;
- действия агрессора, причиняющие страдания потерпевшей путем длительного лишения её пищи, питья или тепла, либо помещение или оставления потерпевшей во вредных для здоровья условиях.
Психические страдания – глубокое переживание потерпевшей чувства униженности, оскорблённости, страха и иных подобных чувств в результате угроз, унижения чести и достоинства потерпевшей или её близких; иного информационного воздействия на психику потерпевшей.
Психическое насилие не причиняет видимого физического вреда потерпевшей, но воздействует на её психику. В результате психического насилия парализуется воля потерпевшей, что влечет за собой изменения в определенных актах её поведения.
Административная ответственность агрессора
- Агрессор привлекается в первый раз:
- причинение телесных повреждений (статья 9.1 КоАП);
- оскорбление (статья 9.3 КоАП);
- мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).
Профилактическая беседа (параллельно со штрафом и/или арестом) – устное разъяснение агрессору общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение агрессора в недопустимости их совершения.
- Привлекается повторно в течение года (после первого раза):
- по статьям 9.1, 9.3, 17.1 КоАП;
- любое административное правонарушение в состоянии опьянения или под действием наркотиков.
Официальное предупреждение – письменное разъяснение агрессору о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений
- В течение года после объявления агрессору официального предупреждения:
- по статьям 9.1, 9.3, 17.1 КоАП;
- любое административное правонарушение в состоянии опьянения или под действием наркотиков.
Профилактический учет – наблюдение за поведением агрессора в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия. С агрессором проводятся беседы, лекции и т.п., и не реже одного раза в месяц к нему совершается визит милиции. Профилактический учет не осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, а также следующих транзитом.
- Если агрессору вынесено официальное предупреждение или в отношении него осуществляется профилактический учет:
- причинение телесных повреждений (статья 9.1 КоАП);
- оскорбление (статья 9.3 КоАП);
- мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).
Защитное предписание – установление агрессору, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Защитное предписание выносится агрессору в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от 3-х до 30-ти суток.
Защитным предписанием агрессору, в отношении которого оно вынесено, запрещается:
- предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшей от насилия в семье, если она находится в месте, неизвестном агрессору;
- посещать места нахождения пострадавшей, если она временно находится вне совместного места жительства или мета пребывания с агрессором;
- общаться с пострадавшей, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетней пострадавшей от насилия в семье, обязывает агрессора, временно покинуть общее с пострадавшей жилое помещение и запрещает распоряжаться общей собственностью.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:
- ласка, эротизированная забота;
- демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
- изнасилование или растление, орально-гинетальный контакт;
- сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
- проституция.
ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки
- Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.
Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.
- Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.
Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.
Приведем примеры такого поведения:
- ребенок снова начинает писаться по ночам;
- ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.
- Кошмары и иные расстройства сна.
Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.
- «Подозрительные» игры.
Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.
- Резкая перемена характера.
Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.
- Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.
Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.
- Телесные повреждения.
Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:
- боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);
- боль при мочеиспускании и испражнении;
- синяки вокруг гениталий;
- синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.
- Нормы сексуального поведения для ребенка.
Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:
- использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;
- проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;
- касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.
ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось
- 1. Безопасность.
Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.
- Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.
Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.
- Если ребенок говорит «Нет»или отмалчивается, задаем малышу/ малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.
К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.
- Секрет.
Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».
- 5. Поддержка.
Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.
ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита
- Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.
Перечислим преступные действия:
- вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
- разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
- принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
- демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
- демонстрация ребенку порнографических изображений;
- фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.
- Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.»