ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об итогах подтверждения государственной
аккредитации государственного учреждения образования
«Бабуничская средняя школа» Петриковского района
В соответствии с Положением о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и подтверждения государственной аккредитации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 №820 «О некоторых вопросах государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и подтверждения государственной аккредитации», на основании заявления государственного учреждения образования «Бабуничская средняя школа» (регистрационный №741 Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (далее – Департамент) от 08.09.2020), информации о результатах самоконтроля за обеспечением качества образования, приказа директора Департамента от 08.09.2020 №157-п в период с 14.10.2020 по 15.10.2020 проведена административная процедура подтверждения государственной аккредитации (далее – подтверждение аккредитации) государственного учреждения образования «Бабуничская средняя школа» Петриковского района (далее – учреждение образования).
С этой целью комиссией по проведению подтверждения аккредитации (далее – комиссия) изучены организация образовательного процесса и условия его осуществления, соблюдение требований законодательства об образовании, соответствие содержания и качества образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования.
Государственное учреждение образования «Бабуничская средняя школа» было организовано в 2011 году в соответствии с решением Петриковского райисполкома от 21.12.2011 №1487.
Устав учреждения образования утвержден решением Петриковского райисполкома от 14.02.2020 № 99.
Учреждение образования зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №490562217.
Учредителем является Петриковский райисполком, органом государственного управления – отдел образования Петриковского райисполкома.
Имущество учреждения образования является коммунальной собственностью Петриковского района и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Распоряжение имуществом осуществляет Петриковский районный Совет депутатов.
Учреждение образования является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием, может быть истцом и ответчиком в суде.
Расчётный счёт: ВY26АКВВ36324260018003300000; ОКПО: 02148681; УНП: 400065129.
Адрес учреждения образования: 247932, ул.Первомайская, 41 аг.Бабуничи, Петриковского района Гомельской области.
В учреждении образования реализуется образовательная программа дошкольного образования, осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
Учреждение образования строит свои взаимоотношения с семьей в вопросах обучения, воспитания учащихся и воспитанников на принципах сотрудничества; взаимодействует с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами; поддерживает деятельность молодежных и детских общественных организаций (объединений), которая не противоречит законодательству Республики Беларусь.
Обучение и воспитание в учреждении образования ведется на белорусском языке. Обязательный для изучения иностранный язык – немецкий.
В учреждении образования в доступном месте размещен информационный стенд для граждан, содержащий сведения о работе на основе заявительного принципа «Одно окно», установлен график личного приема граждан руководителем учреждения образования, ведется журнал учета обращений граждан. Регистрация приема граждан осуществляется в журнале учета личного приема граждан.
Основными целями деятельности учреждения образования в соответствии с Уставом учреждения являются обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, которые направлены на освоение знаний умений и навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.
В учреждении образования обучается и воспитывается 95 учащихся: на І ступени общего среднего образования обучаются 33 учащихся, на ІІ ступени – 46 учащихся, на ІIІ ступени – 16 учащихся.
Учебные занятия в I–XI классах организованы в одну смену.
Образовательный процесс в учреждении образования организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и других воспитательных мероприятий. Сформирована система внеурочной занятости учащихся, основные направления которой реализуются через организацию и проведение факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, работу дополнительных объединений по интересам, спортивных секций и др. Охват учащихся полезной занятостью составляет 100%.
Образовательный процесс в учреждении строится на основе анализа управленческой и педагогической деятельности, результатах контроля обеспечения качества образования, перспективного планирования. В плане работы на 2020/2021 учебный год отражены циклограмма основных организационно-педагогических мероприятий с педагогами, обучающимися и их законными представителями, содержание работы по обеспечению социально-педагогической поддержки и психологической помощи учащихся, организации финансово-хозяйственной деятельности. Планирование осуществляется на основе анализа деятельности учреждения в предыдущем учебном году. Педагогический коллектив своевременно информируется обо всех проводимых мероприятиях. Однако в анализе деятельности педагогического коллектива не всегда указываются конкретные причины повышения либо снижения результативности работы по основным направлениям.
Контроль за ходом реализации задач плана осуществляется через рассмотрение вопросов на заседаниях педагогического совета. Протоколы заседаний педагогического совета оформлены в соответствии с требованиями. Протоколы содержательны, включают краткую информацию о ходе обсуждения вопросов, соответствующие решения, а также результаты голосования.
Вместе с тем в протоколах заседаний не всегда конкретизируются проблемы и указываются практико-ориентированные предложения по их решению, отдельные выступления педагогов содержат только теоретическую информацию. Не все принимаемые решения имеют адресный характер.
Выборочный анализ содержания мероприятий плана работы и графика внутреннего контроля (самоконтроля) показал их взаимосвязь. По результатам контроля имеются аналитические материалы, но часть рекомендаций носит абстрактный характер, не в полном объеме анализируется эффективность деятельности педагогических работников, что не позволяет своевременно корректировать организацию образовательного процесса.
Членами администрации посещаются учебные и дополнительные занятия, внеклассные мероприятия учителей, воспитателей, осуществляется их анализ, по результатам совместной работы даются соответствующие рекомендации. Отмечается эффективность контроля заместителя директора по учебно-воспитательной работе за ведением классных журналов, тетрадей и дневников учащихся. Оформление большинства проверенных классных журналов соответствует требованиям, учебные программы выполняется в полном объеме. Тетради учащихся оформляются в соответствии с требованиями.
Следует отметить, что при оформлении констатирующей и распорядительной частей приказов в учреждении образования не соблюдаются отдельные требования Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4.
В учреждении составлено и утверждено расписание учебных занятий на I полугодие 2020/2021 учебного года. Расписания учебных и факультативных занятий в целом соответствуют требованиям санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 №206, а также специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 №525.
В 2020/2021 учебном году укомплектованность педагогическими кадрами учреждения образования составляет 100%. Организацию образовательного процесса в учреждении образования обеспечивают 22 педагогических работника.
Возглавляет учебное заведение директор Герасименко Владимир Николаевич (стаж работы в должности составляет 14 лет). В составе администрации работает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Равковский Владимир Петрович (стаж работы в должности – 14 лет).
Коллектив стабильный, средний стаж работы – 24 года, средний возраст работников – 44 года. Образование и квалификация руководителей и педагогических работников учреждения соответствуют занимаемой должности. В учреждении работает 1 молодой специалист. За молодым педагогом приказом директора учреждения образования закреплен наставник. Имеют высшее образование – 21 педагог (96%), среднее специальное образование – 1 педагог (4%). Педагогические работники учреждения образования имеют следующий квалификационный уровень: 41% педагогов присвоена высшая квалификационная категория, 45% педагогов – первая и вторая квалификационные категории, 3 педагога (14%) не имеют квалификационной категории.
Одним из основных направлений работы учреждения образования является создание непрерывной системы повышения квалификации педагогических работников, повышение образовательного и квалификационного уровня учителей, совершенствование научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогических кадров. В план работы включен раздел «Организация работы с педагогическими кадрами», в котором предусмотрены формы работы, содействующие повышению профессионализма педагогов.
Повышение квалификации педагогических работников проводится регулярно, а также в межкурсовой период через районные и областные семинары, обучающие курсы, систему методических мероприятий, проводимых на базе учреждений образования района и ВУЗов. С 2016 по 2021 год действует договор о сотрудничестве между учреждением и Белорусским национальным техническим университетом (далее БНТУ). Предметом договора является сотрудничество сторон в области инновационных технологий, экологического воспитания и популяризации инженерного образования, выявления наиболее одаренных учащихся, желающих получать высшее образование в БНТУ, условий для формирования умений и навыков исследовательской деятельности, а также проведение соответствующей профориентационной работы с учащимися школы.
Все педагоги учреждения образования системно работают над заявленными темами в рамках профессионального самообразования.
Ежегодно утверждается состав аттестационной комиссии, составляется план работы, обновляется банк данных педагогических работников. Имеются соответствующие нормативные документы, ведутся документы по проведению и итогам аттестации педагогических работников.
Учреждение образования размещено в типовом здании общей площадью 3374,2 м<sup>2</sup> (введено в эксплуатацию в 2010<sup> </sup>году). Проектная мощность – 132 учащихся.
Выполняются государственные социальные стандарты согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики»: обеспечение общей площадью на 1 учащегося составляет 33,7м<sup>2</sup> (норматив 8м<sup>2</sup>), зданиями спортивного назначения – 2,8м<sup>2</sup> (0,5м<sup>2</sup>), спортивными плоскостными сооружениями 13,2 м<sup>2</sup> (1,62м<sup>2</sup>), обеспечение компьютерами – 1 компьютер на 6 учащихся (1 на 30 учащихся).
В образовательном процессе используется 15 учебных кабинетов, которые имеют достаточную наглядную, дидактическую, методическую базы, электронные средства обучения и соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Работает спортивный зал, совмещенная столярная и слесарная мастерская, оснащенная станочным оборудованием и ручным инструментом. Оборудован кабинет социально-педагогической и психологической службы, учительская. В каждом учебном кабинете учреждения образования установлена современная мебель, магнитные доски. В кабинете информатики имеется 15 компьютеров, сканер, цветной принтер, интерактивная доска в кабинете биологии – интерактивная панель.
В соответствии с расписанием работы кабинета информатики предусмотрено проведение занятий и по другим учебным предметам. Его загруженность составляет 45 часов в неделю. Компьютерный класс подключен к сети Интернет. Для повышения качества образования по немецкому языку оборудован лингафонный кабинет, позволяющий поддерживать прямую и обратную связь учителя с учащимися, прослушивать язык носителя. Организованы платные образовательные услуги для учащихся IV-XI классов.
Учреждение образования имеет свой сайт и электронную почту. Действует локальная сеть, система оповещения. При организации образовательного процесса дополнительно используются цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, 2 ноутбука, 4 компьютера, 5 принтеров.
Библиотека, совмещенная с читальным залом, занимает помещение общей площадью 36,5м<sup>2</sup>, имеется отдельное книгохранилище. Библиотека работает по плану, утвержденному директором, в соответствии с режимом работы учреждения образования. Основной книжный фонд насчитывает 6422 экземпляра. Учащиеся обеспечены учебниками и учебными пособиями в соответствии с учебными программами. Для повышения уровня методической и информационной подготовки педагогов оформлена подписка на 15 наименований периодической печати.
В учреждении образования организована работа пищеблока и обеденного зала, рассчитанного на 60 посадочных мест. Процент охвата учащихся и воспитанников горячим питанием составляет 100%.
Таким образом, материально-техническая база учреждения образования в целом соответствует действующим нормативным требованиям, оборудование помещений – правилам техники безопасности.
Организация образовательного процесса на І, ІІ, ІІІ ступенях обучения и воспитания осуществляется в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 №125, и учебными программами, разрабатываемыми Министерством образования Республики Беларусь.
Руководством и педагогами учреждения образования осуществляется анализ результатов учебной деятельности обучающихся. Отслеживаются уровень учебных достижений учащихся по каждому учебному предмету, результаты итоговой аттестации. Результаты заслушиваются на совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений, педагогических советах.
Педагогический коллектив работает над повышением качества образования: по итогам 2019/2020 учебного года 22 учащихся имеет достаточный и высокий уровень усвоения учебного материала, что составляет 26% от общего количества учащихся.
С целью определения результативности образовательного процесса были проанализированы результаты итоговой аттестации учащихся.
По их результатам за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования 6 учащихся (55 %) имеют достаточный, 3 учащихся (27%) – средний, 2 (18%) – удовлетворительный уровни учебных достижений.
Руководителями методических объединений даны рекомендации педагогам обратить внимание на систематическое повторение изученного материала, отработку практических умений и навыков учащихся, необходимость системного включения методов индивидуализации и дифференциации, соблюдение норм оценки результатов учебной деятельности учащихся. На заседаниях методических объединений изучены рекомендации Национального института образования по результатам республиканских контрольных работ, проведен анализ проверочных работ и результатов республиканской контрольной работы с учетом допущенных ошибок, организована работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
По результатам посещения учебных занятий отмечается эффективное применение различных форм, методов и приемов работы с учащимися. Показатели обученности учащихся достаточно стабильны: на протяжении трех лет средний балл составляет 6,6. При этом в среднем 46% учащихся имеют по учебным предметам отметки 6-10 баллов.
По результатам централизованного тестирования 2020 года средний балл выпускников учреждения составляет 59,7 балла. 60% выпускников 2020 года поступили в учреждения высшего образования.
По итогам участия во втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащиеся неоднократно становились призерами (2019 – 5, 2018 – 4, 2017 – 4 учащихся) по немецкому, белорусскому и русскому языкам, математике, физической культуре, биологии и трудовому обучению.
По итогам конкурса сочинений «Россия и Беларусь» учащиеся школы отмечены дипломом III степени, в конкурсе видеороликов «Ты в эфире» – дипломом II степени, конкурс видеороликов «Вкусный и полезный» – диплом II степени, районный конкурс «Крылатая пехота», номинация «Поэтическое и прозаическое поздравление» – диплом I степени, районный конкурс «Крылатая пехота», номинация открытка – диплом III степени, районный конкурс «Венок славы» – диплом I степени, районный конкурс театральный коллективов «Аркад» – диплом II степени, конкурс исследовательских работ «Квітней мой лес» – диплом II степени, районный этап республиканского фестиваля «Лето – пора спортивная», номинация «75 мирных лет время рекордов и побед», диплом победителя, конкурс листовок «Мое будущее – безопасность труда моих родителей», номинация «Санбюллетень на каждый день» – два диплома II степени, экологический творческий проект «Здоровые дети на здоровой планете» (в рамках акции «Лето на пользу») видеоролик – диплом III степени.
В областном этапе республиканской акции «Помним… Не забудем!», учащаяся Пантюк Галина – диплом II степени; онлайн-акция посвящённая произведениям поэтов малой родины (Веры Полторан), видеоролик, учащаяся Глушко Полина – диплом II степени.
Главными центрами профессионального и творческого развития педагогов являются методические объединения (далее – МО). В учреждении функционируют 4 МО: учителей начальных классов и воспитателей ГПД, учителей естественно-математического цикла, учителей историко-филологического цикла, классных руководителей.
Каждое МО имеет необходимую для его функционирования документацию, работает над своей темой в контексте общешкольной единой методической темы. Заседания проводятся в соответствии с планом работы МО. Работа МО организована с использованием разнообразных форм деятельности (выступления, обмен опытом работы, открытые учебные занятия, предметные недели, круглые столы, семинары-практикумы).
Профессиональный уровень педагогических кадров подтверждает качество проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий, посещенных во время подтверждения аккредитации. С целью повышения эффективности образовательного процесса при проведении учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий учителями используются информационные технологии, электронные образовательные ресурсы.
Вместе с тем следует обратить внимание на совершенствование системы планирования и анализа методической работы. Анализ работы МО составлен без конкретизации существующих проблем, что затрудняет определение перспективных задач по их решению, уточнение механизмов стратегического использования эффективных ресурсов.
Основной целью идеологической и воспитательной работы является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Воспитательная работа в учреждении образования представляет целостную систему, в которую включены все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, их законные представители. Эту работу осуществляют заместитель директора, педагог социальный, педагог-психолог, педагог-организатор. Система воспитательных мероприятий предусматривает работу по всем направлениям с учетом возрастных категорий обучающихся и Кодекса Республики Беларусь об образовании. В каждом кабинете учреждения имеется стенд «Государственная символика Республики Беларусь».
Одной из ключевых форм идеологической работы являются часы информирования. Проверка записей в классных журналах, планах воспитательной работы классных руководителей показала, что есть необходимость дополнительного изучения с педагогами Методических рекомендаций по организации и проведению в учреждении информационных часов.
Все мероприятия воспитательного характера находят своё отражение на страницах сайта, который является визитной карточкой, источником информации об учреждении. В дальнейшем необходимо активнее работать в направлении популяризации интернет-сайта учреждения среди учащихся, родителей, педагогов.
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 №909 «Об установлении критериев и показателей деятельности учреждений образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, которые осуществляют государственно-властные полномочия в сфере образования» в школе проводится работа по оценке качества образования. Анализируя результативность организации воспитательной и идеологической работы, можно сделать вывод, что воспитательная работа в учреждении образования направлена на реализацию задач Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь.
По итогам анкетирования деятельность учреждения образования 67% законных представителей обучающихся оценивают положительно, 33% – скорее положительно, чем отрицательно.
Методическое обеспечение идеологической и воспитательной работы осуществляется в рамках деятельности МО классных руководителей.
Большое значение имеет воспитательный потенциал молодёжных организаций и объединений. В школе создана первичная организация общественного объединения «БРСМ». На дату подтверждения аккредитации ее членами являются 100% от общего количества учащихся этого возраста.
Пионерская дружина школы охватывает 100% от общего количества учащихся этого возраста. Младшие члены общественного объединения «БРПО» – «октябрята» составляют 100% от общего количества учащихся этого возраста.
С целью развития творческих способностей детей, организации культурно-досуговой деятельности учащимся предоставляется возможность реализовать себя в соответствии со своими интересами и способностями. В учреждении образования функционируют 4 объединения по интересам и спортивная секция, в которых занимается 68 учащихся (72%).
В учреждении образования создана и эффективно реализуется система работы по профилактике преступлений и правонарушений. В ее основе – контроль за посещаемостью учебных занятий, активная работа в рамках правового просвещения и пропаганды здорового образа жизни. В учреждении образования нет учащихся, состоящих на учете в ИДН.
Основные задачи в работе с родителями – формирование у них психолого-педагогической культуры, этики отношений с детьми, партнерства, осознание необходимости создания условий для развития и самореализации детей, обеспечения их прав, воспитания у них внутренней культуры.
Анализ итогов анкетирования, которое проводилось с целью совершенствования работы семьи и учреждения образования по подготовке обучающихся к самостоятельной жизни, показал, что 73% законных представителей обучающихся отмечают участие детей в классных, внутришкольных, районных и других мероприятиях; 72% – участвуют в обсуждении с классным руководителем перспектив развития своего ребенка; 91% – оценивают взаимодействие школы и семьи в формировании у сына (дочери) знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни как эффективное и плодотворное; 73% – считают, что ребенок, обучаясь в учреждении образования, получает знания в соответствии с его склонностями и способностями; 88% – удовлетворены уровнем воспитанности своих детей.
Однако в работу с родителями необходимо включать новые и совершенствовать традиционные формы и методы с учетом требований современного общества (презентации лучшего семейного опыта, родительские гостиные, вечера вопросов и ответов).
Важную роль в работе по социализации учащихся играет профориентационная работа.
На основании изложенного, принимая во внимание аналитические материалы по итогам самоконтроля, результаты экзаменационных работ по учебным предметам, достаточный потенциал педагогического коллектива, наличие условий для обучения, воспитания и развития учащихся, возможность устранения отмеченных недостатков, комиссия предлагает:
1. Признать деятельность государственного учреждения образования «Бабуничская средняя школа» Петриковского района соответствующей требованиям законодательства об образовании, а содержание и качество образования – требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, критериям заявленного вида.
2. Департаменту контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь подтвердить аккредитацию государственного учреждения образования «Бабуничская средняя школа» Петриковского района на соответствие заявленному виду средняя школа.
3. Руководству государственного учреждения образования «Бабуничская средняя школа» Петриковского района (В.Н.Герасименко) принять меры по устранению отмеченных в ходе подтверждения государственной аккредитации недостатков.
Председатель комиссии, инспектор управления контроля качества образования и государственной аккредитации Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь |
С.П.Попкова |
|
С заключением об итогах подтверждения государственной аккредитации ознакомлен, с выводами и рекомендациями комиссии согласен, один экземпляр заключения получил директор государственного учреждения образования «Бабуничская средняя школа» |
В.Н.Герасименко |